Номерные советские медали за компании. Варианты возникновения.

Медаль "За победу над Германией". Фрагмент реверса.

Медаль "За победу над Германией". Фрагмент реверса.

Сразу оговорю, что под медалями за компании я понимаю медали «За оборону…», «За освобождение…», «За взятие…» и «За победу…». На этих медалях, при их производстве на монетном дворе, номер не наносился — об этом нет никаких данных. В то же время встречаются такие медали с нанесенным номером. Лично у меня нет сомнений, что номера на некоторых из них появились в военное или сразу послевоенное время; равно как и в том, что с монетного двора медали поступали без номеров. Другой вопрос — как номера появлялись.
Считаю наиболее правдоподобными 3 версии.

1. Где я прочитал о таком варианте — не вспомню, но он мне показался весьма вероятным. Перед тем как идти в разведку и прочие рисковые мероприятия, солдаты сдавали свои награды командиру или политработнику. И для того, чтобы вернувшись не перепутать медали, проставлялись номера из книжек. Такой вариант возникновения возможен в первую очередь для первых учрежденных медалей — «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа» и других медалей «За оборону …».

2. Второй вариант мной почерпнут на сайте по фалеристике, где я выставил на обсуждение купленную медаль «За победу над Германией» с набитым номером. История из вторых уст от форумчанина vonK:

Постараюсь поведать историю ветерана. Среди его наград все медали : Сталинград, Кенигсберг, ЗПНГ, ЗПНЯ (если не ошибаюсь так как было давно) у него были номерные. Как это всё получилось:

«После войны с японцами где-то через пол года нас опять начали муштровать. Всякие полевые занятия и выходы, политподготовки, оружейные часы и самое тошное дело это смотры. Командир дивизии это страсть как любил и сам приезжал на смотр. А наш командир полка нередко получал за нас на смотрах порицания и из-за этого он свирепел и ходил по полку багровый как рак. Вот тогда весной в 46-м нас наградили медалями за Кенигсберг и Германию, ну а после уже осенью под зиму того же года за Японию. Все ходили и красовались новенькими медалями а кому не дали говорили не заслужили не положено.
Часть солдат по возрасту и три ранения начали демобилизовывать и отправлять домой. В полк приходило пополнение молодых не воевавших солдат и они с завистью смотрели на наши блестящие медали.
Муштра, занятия и учения в полях и смотры всё продолжались. Ну и бойцы начали терять свои медали а то может и красть друг у друга. А на смотре ты обязан быть в наградах как положено и всё. Дело дошло до мордобоя когда один солдатик свою медаль на другом увидел. Свои то награды все знаешь наизусть каждую царапинку каждый ударчик. Вот он свою медаль то и узнал на другом. Ну дело дошло до командира полка и что там было не знаю. Бойца которому морду набили за чужую медаль вскоре из части перевели куда то. А наш старшина роты каждого награждённого вызывал к себе в каптёрку и в его и в твоём присутствии полковой оружейник из ремроты по номеру твоего удостоверения к медаль делал такой же номер уже и на самой медали. После этого в полку случаи с воровством медалей больше не было.»

Старался пересказать коротко с его слов и его диалекте. Вот такая история ветерана.

3. Кавалер непосредственно после войны (или еще во время, если были подходящие инструменты) наносил номер удостоверения на медаль — по аналогии с медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», которые в то время нумеровались на монетном дворе. Причины — у каждого свои.

Что Вы думаете? Обсудить можно в комментариях или в теме форума «Собиратель».

Залишити відповідь